Глава 1.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ
ТЕРАПИИ
Лечебный метод иглоукалывания и
прижигания (чжэнь - иглоукалывание, цзю -
прижигание) является величайшим достижением
китайского народа и берет свое начало со времен
первобытнообщинного строя. В древней литературе
имеется много легенд о возникновении
иглоукалывания и прижигания, таких как
изобретение каменных игл «БЯНЬ» ФУ Си,
изобретение иглоукалывания и прижигания
легендарным императором Хуан Ди и др.
Познание далекого прошлого часто
дается нам через изучение древних рукописей,
легенд, археологических раскопок. Так, в
«Комментариях к летописям Весны и Осени»,
датированных 550 г. до н.э., говорится: «Приятно
слышать, что болезни отступают, но неприятно
слышать, что действуют при этом камнями». Это
указывает на применение древними людьми
каменных инструментов и игл для лечения
заболеваний. При археологических раскопках
поселений тех времен находили камни, которые
могли быть использованы для лечебных целей. В то
же время стали формулироваться и основные
философские концепции традиционной китайской
медицины, такие как учение о ИНЬ и ЯН, о Пяти
Элементах, об органах и каналах тела, развивалось
представление об адаптации человека к
окружающей среде и о материальной причинности
заболеваний.
Первой систематизированной
книгой по традиционной китайской медицине
является трактат «Хуан Ди Нэй Цзин Су Вэнь Лин
Шу» (Трактат о внутреннем императоре Хуан Ди),
написанный в начале 3 века до н.э. Он состоит из 18
томов и двух частей: «Су Вэнь» (Вопросы о сущем)и
«Лин Шу» (Эффективная, чудесная точка). В трактате
на основе более чем 2000-летнего опыта обобщаются и
систематизируются представления древних
врачей о теории ИНЬ-ЯН, У-СИН, органов ЦЗАН-ФУ,
каналов и коллатералей, учение о ЧИ и крови, об
этиологии и патогенезе заболевания в свете
философских концепций традиционной китайской
медицины. В то же время по мере развития
производства металлов и практики
иглоукалывания вводятся метал-лические иглы, о
чем свидетельствует указ импесратора Xyaн Ди: «Мне
прискорбно, что мой народ, отягощенный бременем
болезней, не рассчитывается с податями и
оброками. Моя воля - не назначать ему больше
лекарств, лишь отравляющих его, но также и не
пользоваться древними каменными остриями. Мне
угодно, чтобы применялись только таинственные
иглы из металла, которыми направляется энергия».
В периоды династий
Восточная Хань (25-220 гг. н. э.) и Троецарствия (220-265
гг.) происходит дальнейшее накопление и
обобщение опыта традиционной китайской
медицины. Работавший в то время знаменитый врач
Хуа То является «отцом» немедикаментозной
анестезии, при иглоукалывании он использовал
одну-две точки и большое внимание уделял
появлению у больного специфических ошущений
«прихода ЧИ». Известный врач Хуан Фу Ми написал в
256-260 гг, трактат «Цзя И Цзин», обобщающий
материалы древних книг. В этом трактате впервые
были описаны и систематизированы все точки
иглотерапии, каналы и коллатералк, а также
освещены вопросы дифференциальной диагностики и
терапии.
Во времена династий Суй
(581-618 гг.) и Тан (618- 907 гг.) был достигнут
значительный прогресс в науке и технике
чжэнь-цзю терапии. Из многочисленных
литературных памятников того времени следует
упомянуть работу Сунь Сы Мяо «Цзянь Цзин Фан»
(Тысяча золотых рецептов), он же написал «Схемы с
трех сторон», которые являлись первыми цветными
иллюстрациями каналов и точек и описывали около
650 точек (утеряны).
Во времена династии Тан
за медицинское образование отвечала
Императорская Медицинская Комиссия, которая
делилась на 4 отделения медицины и одно
фармакологическое отделение. Одним из отделений
медицины было отделение чжэнь-цзю терапии, в
которое входили 1 профессор, 1 доцент, 10
инструкторов, 20 техников и 20 учеников.
В период династии Сун (960-1279
гг.) происходило интенсивное накопление
медицинской литературы и систематизация
знаний. При поддержке правительства Ван Вэй И в
1026 г. написал книгу «Тун Жэнь Шу Сюе Чжэнь Цзю
Ту»(Иллюстрированное руководство по точкам
иглотерапии и прижигания на новой бронзовой
фигуре человека) и изготовил 2 бронзовые фигуры,
на которые нанес все известные точки. В настоящее
время одна из фигур Ван Вэй И утеряна, а другая
находится в Японии. Позднее - в династию Юань
(1280-1568 гг.) врач Ху Тэ Пин к двенадцати каналам
тела Ван Вэй И прибавил точки еще двух каналов -
переднесрединного и заднесрединного, и таким
образом сформировалась система 14 каналов тела,
дошедшая до наших дней. В те времена активно
проводились вскрытия (Ян Цзе и Чжан Цзи) и
описания точек стали пополняться
анатомическими сведениями. Хэ Жоу и Доу Хань
Чинь предположили, что акупунктурные точки
должны выбираться согласно «Цзи У Лео Чжу»-
китайским двухчасовым интервалам времени суток
по «земным ветвям».
В эпоху династии Мин
начался «золотой век» чжэнь-цзю терапии (1368-1644
гг.). В то время работало много известных врачей,
таких как, например, Ян Цзи Чжоу, написавший в 1601
г. знаменитый трактат «Чжэнь Цзю Да Чэн» (Полное
руководство по иглоукалыванию и прижиганию).
Уже в принципе сформировалась философская база
традиционной китайской медицины, развилась
целая сеть направлений и методик, стали
применяться прижигание мокса-сигаретами и
образовалась новая категория внеканальных
точек.
С начала
царствования династии Цин до Опиумных войн (1644-1840
гг.) врачи стали предпочитать акупунктуре
фитотерапию, поэтому чжэнь-цзю терапия
постепенно стала сдавать свои позиции. А в 1822 г.
чиновники династии Цин исключили отделение
чжэнь-цзю терапии из состава Императорского
Медицинского университета, поскольку
«иглоукалывание и прижигание не угодно
императору».
Революция 1911 г.
привела к свержению династии Цин, однако широкие
массы народа находились в глубокой нищете, в
плохом состоянии находилась вся страна и
чжэнь-цзю терапия. Санкционированное
правительством проникновение Западной медицины
в Китай имело и идеологические последствия,
проповедуя христианскую мораль. Традиционная
китайская медицина была объявлена «языческой»,
ее стали всячески притеснять и в 1914 г.
реакционное китайское правительство полностью
запретило ее развитие, в результате чего
наступил «закат» чжэнь-цзю терапии. Однако, врачи
Западной медицины не могли пройти мимо
огромного наследия традиционной китайской
медицины и попытались провести параллели между
Западной и Восточной медициной. Так, в 1934 г.
работами Тан Ши «Техника и принципы
электроакупунктуры» и «Исследование
электроакупунктуры» началось использование
алектроакупунктуры в Китае.
С победой
коммунистической партии Китая началась новая
жизнь чжэнь-цзю терапии. В октябре 1944 г. после
речи председателя Мао Цзе Дуна на съезде
работников культуры многие врачи начали активно
изучать чжэнь-цзю терапию, которая тогда нашла
особенно широкое применение в армии. В апреле 1945
г. была открыта Клиника акупунктуры в
Международном госпитале им. Бетуе - первый случай
использования чжэнь-цзю терапии в современной
клинике. В 1947 г. правительство освобожденной
области Цзинан опубликовало «Руководство по
акупунктуре и прижиганию», а в 1948 г. народным
правительством Северного Китая курс акупунктуры
был введен в программу преподавания в Школах
Здоровья.
Со времени
образования Китайской народной республики
правительство уделяет огромную заботу о
развитии и распространении традиционной
китайской медицины. В 1950 г. председатель Мао Цзе
Дун призвал к объединению усилий врачей Западной
и Восточной медицинских школ, и в том же году тов.
Чжу Дэ в предисловии к книге «Новая акупунктура»
писал: «Китайская акупунктура имеет
тысячелетнюю историю. Она не только проста и
экономична, но и очень эффективна при различных
заболеваниях. Поэтому она является наукой. Я
надеюсь, что врачи Западной и традиционной школ
объединят свои усилия на пути дальнейшего
совершенствования и развития ее техники и
науки». При всемерной поддержке и под
руководством партии и правительства КНР
проводятся широкомасштабные исследования с
привлечением самых современных методик. В июле
1951 г. указом Министерства Здравоохранения КНР
был создан Экспериментальный институт
акупунктуры и прижигания, который в 1955 г. был
переименован в Академию традиционной китайской
медицины, которую возглавила Чжу Лянь. Ее книга
«Руководство по современной чжэнь-цзю терапии»
вышла на русском языке в 1959 г. и явилась первой
книгой по традиционной китайской медицине в
СССР. В 1975 г. по указанию ВОЗ в Пекине, Шанхае и
Нанкине начали действовать Международные курсы
по акупунктуре, что способствовало большему
распространению чжэнь-цзю терапии по всему миру.
Образованная в 1979 г. Всекитайская Ассоциация
акупунктуры и прижигания объединила усилия
организаций всех стран мира.
В России первые
сведения об иглоукалывании и прижигании были
опубликованы в «Военно-медицинском журнале» в 1828
г. проф. П. Чаруковским. Он сам использовал этот
метод для лечения люмбоишалгий и мышечного
ревматизма и был весьма доволен результатами. В
дальнейшем этот метод неоднократно описывали А.
А. Татаринов, П. Л. Корниевский, Э. С. Вязьменский и
др., однако подлинное начало развития метода
чжэнь-цзю терапии в СССР последовало после
возвращения группы советских специалистов из
КНР в 1956 г. (В. Г. Вогралик, И. И. Ру-сецкий и др.). В 1956
г. при МЗ СССР был создан специальный комитет по
изучению чжэнь-цзю терапии под руководством И. Г.
Кочергина, а после обсуждения проблемы на
заседаниях президиумов МЗ СССР и РСФСР и на
Президиуме АМН СССР в июне 1957 г. были утверждены
«Временные методические указания по применению
иглоукалывания и прижигания». В декабре 1958 г. на 1
Всероссийском съезде терапевтов В. Г. Вогралик
сделал доклад о клинико-физиологическом
обосновании метода чжэнь-цзю терапии в клинике
внутренних болезней, изданный отдельной
брошюрой. Это событие и послужило толчком к
развитию метода чжэнь-цзю в Советском Союзе.
За истекшие более чем 30
лет в Горьком, Москве, Ленинграде и др. городах
проходили научные конференции, издавались
серьезные научно- исследовательские труды и
монографии, руководства и сборники, посвященные
традиционной китайской медицине.
Организационным центром исследований в области
акупунктуры явился созданный в 1977 г. Институт
рефлекторной терапии (директор - Р. А. Дуринян),
реорганизованный в последующем в ЦНИИ
рефлексотерапии МЗ СССР. На курсах
усовершенствования врачей в Горьком, Ленинграде,
Москве, Казани и др. городах подготовлено большое
число специалистов. Советские врачи и
исследователи внесли много нового в теорию и
практику акупунктуры, проводятся плановые
широкомасштабные исследования, внедряются новые
методики акупунктурного воздействия и новые
методы акупунктурной диагностики, что
существенно расширяет сферу применения
чжэнь-цзю терапии. На 6 Всесоюзной конференции
рефлексотерапевтов организована Всесоюзная
Ассоциация рефлексотерапии и традиционной
медицины (г. Ленинград, 1990 г). Первым
Президентом Ассоциации стал А. Т. Качан. |