Теория ИНЬ-ЯН является философской
концепцией, которая сформировалась при
наблюдении и анализе явлений окружающего мира.
Она выкристаллизовалась во времена династий ИНЬ
и Чжоу (6 век - 221 г. до н. э.) и впервые появилась в
книге «И Цзин» (Книга Перемен): «ИНЬ и ЯН отражают
все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной». Мысль о том, что
все в природе имеет два начала - ЯН и ИНЬ, присуща
всей философии даосизма. Теория ИНЬ-ЯН, однако, не
отражает какой-либо конкретный феномен, а
является лишь теоретическим методом и
инструментом его познания. ИНЬ-ЯН - это два
явления противоположной природы и два
противоположных аспекта одного явления. Так
древние мыслители Китая смогли понять
двойственность явлений окружающего мира.
В трактате
«Су Вэнь» сказано: «Вода и огонь являются
символами ИНЬ и ЯН». Это означает, что вода и
огонь отражают два противоположных качества.
Так, все основные свойства огня, такие как жар,
движение вверх и наружу, яркость, возбудимость и
сила - относятся к ЯН; а все основные свойства
воды - холод, медлительность, тусклость, движение
вниз и вовнутрь - относятся к ИНЬ. Аналогично и
все функции и проявления жизнедеятельности
организма могут быть разделены по признаку
ЯН-ИНЬ.
Природа феномена ИНЬ-ЯН не абсолютна, а
относительна: с одной стороны, при определенных
состояниях ИНЬ может превращаться в ЯН, и
наоборот (внутренняя трансформирующая природа
ИНЬ-ЯН), а с другой стороны - любое проявление
может безгранично разделяться на ИНЬ и ЯН, что
отражает внутреннюю взаимосвязь ИНЬ-ЯН.
Следовательно, ИНЬ и ЯН являются в одно и то же
время и противоположными и взаимосвязанными, они
оба противостоят друг другу и дополняют друг
друга. Теория ИНЬ-ЯН является своеобразной
интерпретацией материалистического принципа
единства и борьбы противоположностей, лежащего в
основе всех проявлений окружающего мира.
Взаимоотношения ИНЬ-ЯН были изображены в форме
монады (ТАЙ ЦЗИ ТУ), на которой белый цвет
отражает ЯН, а черный - ИНЬ, противоположность и
взаимосвязанность олицетворяются кривой линией,
а способность к трансформации друг в друга
показана точками - «зародышами» одного начала в
другом (рис. 1). Основные положения теории ИНЬ-ЯН
могут быть сведены к следующему:
1. Противоположность ИНЬ и ЯН. Она проявляется
главным образом в способности противостоять и
контролировать друг друга. В норме постоянным
противоборством ИНЬ - ЯН поддерживается
относительный физиологический баланс, и когда он
нарушается - возникает заболевание. В 5-й главе
«Су Вэнь» сказано: «Когда превалирует ИНЬ, болеет
когда преобладает ЯН, начинает страдать ИНЬ».
2. Взаимозависимость ИНЬ и ЯН проявляется в
тесной связи обоих начал. Ничто не может
существовать изолированно от другого - без ИНЬ не
может быть ЯН, также как и без ЯН не может быть
ИНЬ; без поднятия вверх (ЯН) нельзя опуститься
вниз (ИНЬ). В 5-й главе «Су Вэнь» сказано: «ИНЬ
находится внутри и охраняет ЯН, а ЯН стоит
снаружи и защищает ИНЬ». Применительно к
физиологии организма, ЯН соответствует
функциональной активности органов и тканей, а
ИНЬ - питательным веществам. Как без питания нет
активности и жизнедеятельности, так и без
активности невозможно потребление и
переваривание питательных веществ, которые в
свою очередь являются материальным субстратом
любой физиологической активности и т. д.
3. Внутренняя потребляюще-поддерживающая
взаимосвязь отражает то, что ИНЬ и ЯН находятся
не в фиксированном состоянии,а постоянно
поддерживают друг друга. Например,
функциональная активность (ЯН) требует
потребления некоторого количества питательных
веществ (ИНЬ) - т. е. «потребление ИНЬ приводит к
росту ЯН», а с другой стороны, переработка
питательных веществ (ИНЬ) требует определенных
физиологических затрат от соответствующих
органов (ЯН) - т. е. «потребление ЯН приводит к
росту ИНЬ». Если эти взаимосвязи не укладываются
в нормальные физиологические рамки, то
нарушается баланс ИНЬ-ЯН и возникает болезнь.
4. Внутренняя трансформирующая взаимосвязь
проявляется в том, что при определенных
состояниях ЯН может переходить в ИНЬ, и наоборот.
В 5-й главе «Су Вэнь» сказано» «Сильный ЯН будет
обязательно образовывать ИНЬ, а сильный ИНЬ
всегда приводит к образованию ЯН... Сильный холод
порождает жару, а сильный жар порождает холод».
Примером такой трансформации являются острые
лихорадочные заболевания. Так, сильный жар (ЯН)
истощает защитные силы организма, и после
высокой температуры могут появиться признаки
сильного внутреннего холода, такие как внезапное
падение температуры, бледность, похолодание
конечностей (ИНЬ). Если своевременно применить
надлежащее лечение, то энергия ЯН будет
сохранена и состояние больного станет
постепенно улучшаться, конечности потеплеют,
нормализуется температура. Первое является
трансформацией ЯН в ИНЬ, а второе - ИНЬ в ЯН.
5. Бесконечная делимость ИНЬ и ЯН проявляется в
дом, что любое проявление внешней среды может
быть бесконечно разделено на два начала - ИНЬ и
ЯН. В общем, жизненная энергия (ЧИ) может
присутствовать в большем или меньшем количестве,
поэтому есть три степени ЯН и три степени ИНЬ:
большой ЯН (ТАЙ-ЯН), малый ЯН (ШАО-ЯН) и средний ЯН
(ЯН-МИН), а также большой ИНЬ (ТАЙ-ИНЬ), малый ИНЬ
(ШАО-ИНЬ) и снизившийся ИНЬ (ЦЗЮЕ-ИНЬ). Этот
признак используют для классификации каналов и в
диагностике лихорадочных заболеваний.
Применение
теории ИНЬ-ЯН в медицине
1. ИНЬ-ЯН и
структура организма. Все органы и ткани человека
связаны в единое целое и могут быть разделены на
два аспекта - ИНЬ и ЯН. По анатомической
локализации частей тела: верх - ЯН, низ - ИНЬ;
наружная сторона - ЯН, внутренняя - ИНЬ; правая
сторона - ИНЬ, левая - ЯН; спина - ЯН, грудь и живот -
ИНЬ. По функциональной активности «плотные
органы» ЦЗАН относятся к ИНЬ, а «полые» органы ФУ
относятся к ЯН. Кроме того, в каждом органе
одновременно существует два состояния - ЯН и ИНЬ.
Например, есть сердце-ЯН и сердце-ИНЬ, почки-ЯН и
почки-ИНЬ. В системе каналов тела существует
классификация на каналы группы ИНЬ и каналы
группы ЯН.
2. ИНЬ-ЯН и функции организма. Функциональная
активность, как упоминалось выше, относится к ЯН,
а питательные вещества - к ИНЬ. Они не могут
существовать друг без друга, питают и
поддерживают друг друга.
3. ИНЬ-ЯН и патологические изменения в организме.
Возникновение заболевания является результатом
потери относительного равновесия ИНЬ-ЯН, их
избытком или недостаточностью. Есть два типа
патогенных факторов - ИНЬ и ЯН, а защитная энергия
ВЭЙ ЧИ включает в себя жидкость ИНЬ ЧИ и энергию
ЯН ЧИ. При внедрении патогенного фактора типа ИНЬ
происходит преобладание ИНЬ и повреждение ЯН,
что проявляется синдромами «холода типа
избытка» (абсолютный избыток ИНЬ и недостаток
ЯН). При действии патогенного фактора типа ЯН
происходит превалирование ЯН и повреждение ИНЬ,
что проявляется синдромами «жара типа избытка»
(абсолютный избыток ЯН и недостаток ИНЬ). При
каком-либо истощении ЯН происходит
относительное преобладание ИНЬ, что проявляется
синдромами холода типа недостатка, а при
истощении или повреждении ИНЬ происходит
относительное преобладание ЯН, что ведет к
синдромам жара типа недостатка (рис. 2). Кроме
того, встречаются одновременно дефицит и ИНЬ и
ЯН, что называется «взаимным опустошением ИНЬ и
ЯН». Например, при длительном голоде происходит
ослабление селезенки (ЯН) и дефицит крови (ИНЬ) - т.
е. «ослабление ЧИ вследствие недостаточного
влияния ЯН на ИНЬ», когда селезенка не может
питать кровь. При массивной кровопотере дефицит
крови (ИНЬ) проявляется похолоданием
конечностей, липким потом, т. е. симптомами
дефицита ЯН - это называется «дефицит ИНЬ и ЯН
вследствие недостаточного влияния ИНЬ на ЯН».
4. ИНЬ-ЯН как метод диагностики. Так как главной
причиной заболевания является дисбаланс между
ИНЬ и ЯН, то какими бы сложными и запутанными не
были клинические проявления заболевания, они
подчиняются принципу ИНЬ-ЯН, который является
основой для последующего дифференциального
диагноза и лечения. В 5-й главе «Лин Шу» сказано:
«Сущность применения иглоукалывания состоит в
восстановлении баланса между ИНЬ и ЯН». Исходя из
этого, видно, что теория ИНЬ-ЯН применима не
только в теоретической медицине и философии, но и
широко применяется при анализе патологических
состояний, в диагностике и лечении заболеваний.
Она отражает единство организма и теснейшие
взаимосвязи его функциональных и органических
структур, что находит отражение в развивающемся
в последние годы системно-структурном подходе в
теоретической и практической медицине, основы
которого были заложены академиком П. К. Анохиным.
|
это
состояние ИНЬ-ЯН в норме |
воздействие
для нормализации |
|
При
избытке ИНЬ |
|
|
При
избытке ЯН |
|
|