УЧЕНИЕ О ИНЬ-ЯН

   1. УЧЕНИЕ О ИНЬ-ЯН
  Теория ИНЬ-ЯН является философской концепцией, которая сформировалась при наблюдении и анализе явлений окружающего мира. Она выкристаллизовалась во времена династий ИНЬ и Чжоу (6 век - 221 г. до н. э.) и впервые появилась в книге «И Цзин» (Книга Перемен): «ИНЬ и ЯН отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной».

   Мысль о том, что все в природе имеет два начала - ЯН и ИНЬ, присуща всей философии даосизма. Теория ИНЬ-ЯН, однако, не отражает какой-либо конкретный феномен, а является лишь теоретическим методом и инстру­ментом его познания. ИНЬ-ЯН - это два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного явления. Так древние мыслители Китая смогли понять двойственность явлений окружающего мира.

   В трактате «Су Вэнь» сказано: «Вода и огонь являются символами ИНЬ и ЯН». Это означает, что вода и огонь отражают два противоположных качества. Так, все основные свойства огня, такие как жар, движение вверх и наружу, яркость, возбудимость и сила - относятся к ЯН; а все основные свойства воды - холод, медлительность, тусклость, движение вниз и вовнутрь - относятся к ИНЬ. Аналогично и все функции и проявления жизнедеятельности организма могут быть разделены по признаку ЯН-ИНЬ.

      Природа феномена ИНЬ-ЯН не абсолютна, а относительна: с одной стороны, при определенных состояниях ИНЬ может превращаться в ЯН, и наоборот (внутренняя трансформирующая природа ИНЬ-ЯН), а с другой стороны - любое проявление может безгранично разделяться на ИНЬ и ЯН, что отражает внутреннюю взаимосвязь ИНЬ-ЯН. Следовательно, ИНЬ и ЯН являются в одно и то же время и противоположными и взаимосвязанными, они оба противостоят друг другу и дополняют друг друга. Теория ИНЬ-ЯН является своеобразной интерпретацией материалистического принципа единства и борьбы противоположностей, лежащего в основе всех проявлений окружающего мира.

     Взаимоотношения ИНЬ-ЯН были изображены в форме монады (ТАЙ ЦЗИ ТУ), на которой белый цвет отражает ЯН, а черный - ИНЬ, противоположность и взаимосвязанность олицетворяются кривой линией, а способность к трансформации друг в друга показана точками - «зародышами» одного начала в другом (рис. 1). Основные положения теории ИНЬ-ЯН могут быть сведены к следующему:
1. Противоположность ИНЬ и ЯН. Она проявляется главным образом в способности противостоять и контролировать друг друга. В норме постоянным противоборством ИНЬ - ЯН поддерживается относительный физиологический баланс, и когда он нарушается - возникает заболевание. В 5-й главе «Су Вэнь» сказано: «Когда превалирует ИНЬ, болеет когда преобладает ЯН, начинает страдать ИНЬ».
2. Взаимозависимость ИНЬ и ЯН проявляется в тесной связи обоих начал. Ничто не может существовать изолированно от другого - без ИНЬ не может быть ЯН, также как и без ЯН не может быть ИНЬ; без поднятия вверх (ЯН) нельзя опуститься вниз (ИНЬ). В 5-й главе «Су Вэнь» сказано: «ИНЬ находится внутри и охраняет ЯН, а ЯН стоит снаружи и защищает ИНЬ». Применительно к физиологии организма, ЯН соответствует функциональной активности органов и тканей, а ИНЬ - питательным веществам. Как без питания нет активности и жизнедеятельности, так и без активности невозможно потребление и переваривание питательных веществ, которые в свою очередь являются материальным субстратом любой физиологической активности и т. д.
3. Внутренняя потребляюще-поддерживающая взаимосвязь отражает то, что ИНЬ и ЯН находятся не в фиксированном состоянии,а постоянно поддерживают друг друга. Например, функциональная активность (ЯН) требует потребления некоторого количества питательных веществ (ИНЬ) - т. е. «потребление ИНЬ приводит к росту ЯН», а с другой стороны, переработка питательных веществ (ИНЬ) требует определенных физиологических затрат от соответствующих органов (ЯН) - т. е. «потребление ЯН приводит к росту ИНЬ». Если эти взаимосвязи не укладываются в нормальные физиологические рамки, то нарушается баланс ИНЬ-ЯН и возникает болезнь.
4. Внутренняя трансформирующая взаимосвязь проявляется в том, что при определенных состояниях ЯН может переходить в ИНЬ, и наоборот. В 5-й главе «Су Вэнь» сказано» «Сильный ЯН будет обязательно образовывать ИНЬ, а сильный ИНЬ всегда приводит к образованию ЯН... Сильный холод порождает жару, а сильный жар порождает холод». Примером такой трансформации являются острые лихорадочные заболевания. Так, сильный жар (ЯН) истощает защитные силы организма, и после высокой температуры могут появиться признаки сильного внутреннего холода, такие как внезапное падение температуры, бледность, похолодание конечностей (ИНЬ). Если своевременно применить надлежащее лечение, то энергия ЯН будет сохранена и состояние больного станет постепенно улучшаться, конечности потеплеют, нормализуется температура. Первое является трансформацией ЯН в ИНЬ, а второе - ИНЬ в ЯН.
5. Бесконечная делимость ИНЬ и ЯН проявляется в дом, что любое проявление внешней среды может быть бесконечно разделено на два начала - ИНЬ и ЯН. В общем, жизненная энергия (ЧИ) может присутствовать в большем или меньшем количестве, поэтому есть три степени ЯН и три степени ИНЬ: большой ЯН (ТАЙ-ЯН), малый ЯН (ШАО-ЯН) и средний ЯН (ЯН-МИН), а также большой ИНЬ (ТАЙ-ИНЬ), малый ИНЬ (ШАО-ИНЬ) и снизившийся ИНЬ (ЦЗЮЕ-ИНЬ). Этот признак используют для классификации каналов и в диагностике лихорадочных заболеваний.

    Применение теории ИНЬ-ЯН в медицине

1. ИНЬ-ЯН и структура организма. Все органы и ткани человека связаны в единое целое и могут быть разделены на два аспекта - ИНЬ и ЯН. По анатомической локализации частей тела: верх - ЯН, низ - ИНЬ; наружная сторона - ЯН, внутренняя - ИНЬ; правая сторона - ИНЬ, левая - ЯН; спина - ЯН, грудь и живот - ИНЬ. По функциональной активности «плотные органы» ЦЗАН относятся к ИНЬ, а «полые» органы ФУ относятся к ЯН. Кроме того, в каждом органе одновременно существует два состояния - ЯН и ИНЬ. Например, есть сердце-ЯН и сердце-ИНЬ, почки-ЯН и почки-ИНЬ. В системе каналов тела существует классификация на каналы группы ИНЬ и каналы группы ЯН.
2. ИНЬ-ЯН и функции организма. Функциональная активность, как упоминалось выше, относится к ЯН, а питательные вещества - к ИНЬ. Они не могут существовать друг без друга, питают и поддерживают друг друга.
3. ИНЬ-ЯН и патологические изменения в организме. Возникновение заболевания является результатом потери относительного равновесия ИНЬ-ЯН, их избытком или недостаточностью. Есть два типа патогенных факторов - ИНЬ и ЯН, а защитная энергия ВЭЙ ЧИ включает в себя жидкость ИНЬ ЧИ и энергию ЯН ЧИ. При внедрении патогенного фактора типа ИНЬ происходит преобладание ИНЬ и повреждение ЯН, что проявляется синдромами «холода типа избытка» (абсолютный избыток ИНЬ и недостаток ЯН). При действии патогенного фактора типа ЯН происходит превалирование ЯН и повреждение ИНЬ, что проявляется синдромами «жара типа избытка» (абсолютный избыток ЯН и недостаток ИНЬ). При каком-либо истощении ЯН происходит относительное преобладание ИНЬ, что проявляется синдромами холода типа недостатка, а при истощении или повреждении ИНЬ происходит относительное преобладание ЯН, что ведет к синдромам жара типа недостатка (рис. 2). Кроме того, встречаются одновременно дефицит и ИНЬ и ЯН, что называется «взаимным опустошением ИНЬ и ЯН». Например, при длительном голоде происходит ослабление селезенки (ЯН) и дефицит крови (ИНЬ) - т. е. «ослабление ЧИ вследствие недостаточного влияния ЯН на ИНЬ», когда селезенка не может питать кровь. При массивной кровопотере дефицит крови (ИНЬ) проявляется похолоданием конечностей, липким потом, т. е. симптомами дефицита ЯН - это называется «дефицит ИНЬ и ЯН вследствие недостаточного влияния ИНЬ на ЯН».
4. ИНЬ-ЯН как метод диагностики. Так как главной причиной заболевания является дисбаланс между ИНЬ и ЯН, то какими бы сложными и запутанными не были клинические проявления заболевания, они подчиняются принципу ИНЬ-ЯН, который является основой для последующего дифференциального диагноза и лечения. В 5-й главе «Лин Шу» сказано: «Сущность применения иглоукалывания состоит в восстановлении баланса между ИНЬ и ЯН». Исходя из этого, видно, что теория ИНЬ-ЯН применима не только в теоретической медицине и философии, но и широко применяется при анализе патологических состояний, в диагностике и лечении заболеваний. Она отражает единство организма и теснейшие взаимосвязи его функциональных и органических структур, что находит отражение в развивающемся в последние годы системно-структурном подходе в теоретической и практической медицине, основы которого были заложены академиком П. К. Анохиным.

это состояние ИНЬ-ЯН в норме воздействие для нормализации
При избытке ИНЬ
При избытке ЯН 004.jpg (2319 bytes)

 

назад

рецепты

содержание в начало следующая
оптимизировано для просмотра: 800х600                       Документ обновлен:

Copyright © 2001г.                     "vovanvi.chat.ru",                     vovanvi@chat.ru             .